Flos. Искусство светового дизайна

Более 60 лет назад основоположник светодизайна Ричард Келли обозначил три основных принципа освещения: свет, чтобы видеть (общее освещение), свет, чтобы увидеть (акцентное освещение), свет, чтобы смотреть (декоративное освещение)

Знаменитый напольный светильник Arco, дизайн Акилле и Пьера Джакомо Кастильони, 1962 г.

Главным принципом в световом дизайне сегодня остается баланс между этими тремя функциями освещения в одном архитектурном пространстве и грамотное сочетание их достоинств, а инструментом, позволяющим это реализовать, являются сами осветительные приборы.

Настольная лампа Snoopy, дизайн братьев Кастильони, 1967 г.

В 1962 году итальянцы Артуро Эйзенкейль, Дино Гавина и Чезаре Кассина, загоревшись идеей создавать вместо обыкновенных светильников современные, легкие, изящные осветительные приборы, способные полностью изменить образ жизни, основали в Мерано фабрику Flos. Они задумали настоящую революцию лампы.

Настольная алюминиевая лампа D’E‑light по дизайну Филиппа Старка, 2011 г.

Успех компании принесло многолетнее сотрудничество с выдающимися архитекторами, братьями Кастильони – Акилле и Пьером Джакомо, стоявшими у истоков современного дизайна. Для Flos они спроектировали массу знаковых моделей, которые стали визитной карточкой фабрики, причем около 20 из них производятся до сих пор.

Подвесной светильник Skygarden по дизайну Марселя Вандерса, 2007 г.

К слову, они первыми стали применять в дизайне полимерный материал Cocoon, напоминающий слой плотной паутины. На самом деле он был разработан как изоляционный материал, предназначенный для строительства и защиты товаров при транспортировке, а братья Кастильони использовали его в светильнике Taraxacum, выпущенном Flos в 1960 г. Их коллега по цеху Тобиа Скарпа таким же способом – обернув каркас плотной эластичной оболочкой Cocoon – создал для марки лампу Fantasma. Позже этот же прием переняли и другие дизайнеры, например, Марсель Вандерс для своей люстры Zeppelin.

Архитектурное освещение Abajourd’hui от Flos в одном из отелей сети Beaurivage

Самым плодотворным оказался 1962 год, подаривший миру, по словам Акилле, «мерседес среди ламп» – лампу Taccia, торшер Toio из автомобильной фары и самый популярный в мире светильник – легендарный торшер Arco. Сам автор признавался, что срисовал его с уличного фонаря. Визуально Arco нарушает всякие законы баланса: кажется, что огромный плафон, венчающий ножку-удочку, должен опрокинуть светильник, но этого не происходит.

Светильники Gatto из похожего на паутину материала Cocoon, дизайн братьев Кастильони, 1960 г.

Секрет в основании торшера: оно сделано из белого каррарского мрамора и весит 65 кг, потому сверхустойчиво, а телескопическая конструкция позволяет легко менять длину лампы. В числе других знаковых работ Кастильони для Flos – настольная лампа Snoopy, вдохновленная образом известного мультяшного пса, отметившая в прошлом году свое 50‑летие, а также люстра Taraxacum 88S, для которой дизайнер не стал придумывать абажур или плафон, посчитав, что лампочки и сами по себе хороши.

Напольный светильник Chrysalis, Cocoon, дизайн Марселя Вандерса, 2011 г.

В этом году исполняется сто лет со дня рождения Акилле Кастильони. Многие его работы стали уже музейными экспонатами, а четырнадцать предметов пополнили постоянную экспозицию МоМа. Кроме того, он получил девять (!) высших наград в области дизайна – Compasso d’Oro («Золотой циркуль»), в том числе за торшер Luminator в 1955 году и за люстру Parentesi для Flos в 1979‑м.

Подвесной светильник Zeppelin, Cocoon, дизайн Марселя Вандерса, 2005 г.

В честь юбилея Фонд Акилле Кастильони инициировал проект 100×100 Achille. Идея проста. У маэстро была страсть к коллекционированию случайных предметов, абсолютно безымянных и часто очень примитивных на вид, которые он собирал всю свою жизнь. Они привлекали его по разным причинам, и Акилле часто использовал их в качестве наглядных пособий во время лекций и конференций по дизайну. Ему нравилось изучать тот или иной предмет, переосмысливать его и создавать что-то совершенно новое.

Коллекция Arrangements Майкла Анастасиадиса на стенде Flos, Euroluce 2017

Фонд Акилле Кастильони предложил современным дизайнерам дополнить уникальную коллекцию, собранную легендарным итальянцем при жизни, любым на выбор предметом – возможно, странным, бессмысленным и на первый взгляд нелепым, но удачно вписывающимся в общую концепцию коллекции мастера.

Светильник Parentesi, дизайн Пио Манцу и Акилле Кастильони, 1971 г.

С 19 февраля экспозиция подаренных предметов доступна для публики в квартире-музее Акилле Кастильони на площади Кастелло в Милане.

Торшер Luminator, дизайн Акилле и Пьера Джакомо Кастильони, 1954 г

www.flos.com

Фото: FLOS

Опубликовано в журнале №03 (89) март 2018

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Похожие

by
Предыдущий пост Следующий пост

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку