Виктория Шкляр. Концептуальный дизайн

Голландская неделя дизайна (DDW) в Эйндховене совсем не похожа на подобные салоны в Лондоне или Милане – она о наукоемком дизайне, о необычных междисциплинарных экспериментах и о будущем в целом. Своими впечатлениями о посещении Dutch Design Week 2018 эксклюзивно для ID. Interior Design поделилась сооснователь известного украинского бюро FORMархитектор и дизайнер Виктория Шкляр.

ID.: Как часто вы посещали DDW ранее? Какие впечатления сегодня по сравнению с предыдущими поездками?

В. Ш.: О Неделе голландского дизайна я раньше только слышала, и вот уже в этом году мне удалось побывать там и получить совершенно новые ощущения, ни на что не похожие. Если сказать коротко, то я увидела авангардную концентрацию инноваций. DDW – это скорее предметы из неожиданных материалов, новые технологии, новые идеи. В моем понимании голландский дизайн – смесь простоты, функциональности и экологичности. А Эйндховен – центр исследований и Мекка дизайнеров. Голландская неделя дизайна – это разбросанные по карте города локации, в которых сосредоточено все самое интересное для ценителей концептуального промдизайна и современного искусства. Это целых 9 дней настоящего вдохновения.

Коллекция Bastone, дизайн Antrei Hartikainen

ID.: Какие основные увиденные на выставке тенденции/новинки вас вдохновили?

В. Ш.: Конечно, вдохновили работы выпускников Академии дизайна в Эйндховене. Она считается лучшей школой дизайнеров в мире. Их обучают концептуальному мышлению – мыслить без «рамок», при этом задумываясь о последствиях. Одна из первоочередных задач для них – сокращение количества отходов за счет создания инновационных материалов, а также минимизирования использования тех материалов, которые невозможно переработать. Дизайн должен быть не только красивым, а и полезным. Сейчас основные тенденции в том, чтобы создавать не просто красивые предметы, а вкладывать в них смысл и при этом заботиться о планете, на которой мы живем.

Колекция мебели, изготовленная из высушенного конского навоза, дизайн Martijn Straatman

ID.: Можете ли вы выделить своих фаворитов среди экспонентов DDW 2018?

В. Ш.: Впечатлила посуда из переработанных водорослей, кожаные сумки из желудка коровы, кроссовки из жевательной резинки, акустические панели из иголок пихты, пешеходный мост, напечатанный на 3D принтере, который будет установлен через канал в Амстердаме в следующем году, и еще масса всего интересного.

Очень запомнилась мебель, изготовленная из высушенного конского навоза, которую представил Мартин Страатман (Martijn Straatman) – выпускник Академии дизайна в Эйндховене. Навоз в строительстве использовался на протяжении веков. Он имеет сходные свойства с ДСП и МДФ, но является более экологичным. Мебель Martijn Straatman состоит из 80% навоза, мела, воды и биоразлагаемого клея, который смешивают, прессуют в форму и дают высохнуть.

Мебель Martijn Straatman состоит из 80% навоза, мела, воды и биоразлагаемого клея, который смешивают, прессуют в форму и дают высохнуть

Также меня впечатлили живые картины – думаю, за ними будущее. Одним из моих фаворитов стала инсталляция Nuffar авторства Сибы Сахаби (Siba Sahabi). Подчеркнув взаимосвязь между музыкой и ее графическим изображением, Сиба разработала три кинетических произведения, которые как в своем дизайне, так и в движении преобразуют цифровую информацию (музыку) в аналоговые изображения (рисунки).

В Японии в дзэн-садах садовник осторожно поправляет белый песок до состояния первоначальной композиции, после того как дождь и ветер за ночь изменили его форму. Звук, который использовали в этой композиции, вдохновлен самой старой песней, когда-либо найденной, – шумерским гимном в Нуффаре, в Ираке.

Фрагмент инсталляции: шкаф Nuffar, дизайн Siba Sahabi

Что-то необычное чувствуешь, когда смотришь на эту инсталляцию!..

Стоит также отметить коллекцию мебели Bastone, созданную финским молодым дизайнером Антреем Хартикайненом (Antrei Hartikainen). «Когда люди встречаются в первый раз, сначала обращают внимание на внешность, а только потом узнают суть», – рассказывает автор.

Одним из интересных открытий для меня стала керамическая ткань от Юстины Мончевичюте (Justina Monceviciute) – дизайнера, работающего в области дизайна текстиля и материалов. Ее основное внимание уделяется новым взглядам на материалы на основе глины, их поведению и возможностям применения. Творение Юстины Claything – это трансформируемая архитектура в виде переплетения элементов из различной глины на текстильной сетке. Суть проекта – заново представить возможности применения глины. Тактильность непередаваема…

Мебель из коллекции Bastone, дизайн Antrei Hartikainen

ID.: Что можете сказать об украинском дизайне в рамках DDW 2018?

В. Ш.: Интересно, красиво и со смыслом. Я знаю, что ребята уже второй год подряд представляют Украину на Неделе дизайна Dutch Design Week. 17 команд, дизайнеры со всей Украины, объединились по инициативе платформы Prostir 86 во главе с Ольгой Богдановой. Локация была, как и в прошлом году, в Temporary Art Centre. В этом году стенд от Украины назывался Modern_ism. Цель проекта, по словам авторов, – приблизить гуманный и сознательный мир с помощью светлых мыслей, заботы о завтрашнем дне, сочетании самых прогрессивных идей и технологий. И у них это круто получилось. Из украинских представителей хочется отметить серию «UKR.BUD. Український Буддизм» от Tasha Oro (Наташи Егоровой). Основной идеей ее проекта стало преображение индустриального мусора и промышленных отходов в искусство. А также оригинальную объемную настенную плитку TETRAPOD от Сергея Махно.

Дизайнер Юстина Мончевичюте представила необыкновенную коллекцию керамической ткани Claything

ID.: Выставка знаменита также своими инсталляциями и проектами вне павильонов. Удалось ли вам посетить их, что впечатлило?

В. Ш.: Конечно, успеть посмотреть все – это достаточно сложно даже за 7–8 дней. Некоторые локации могли находиться прямо на территории баров. Посмотрел – и заодно пообедал. Их интерьеры – это настоящие лофтовые пространства. Многие студии также приглашают всех посетить собственные производственные цеха, где каждый может оценить их творчество.

Claything – это трансформируемая архитектура в виде переплетения элементов из различной глины на текстильной сетке

ID.: И в заключение поделитесь своими размышлениями о голландском дизайне в целом, его особенностях/отличиях? Каковы они, на ваш взгляд?

В. Ш.: Путешествуя по Голландии, я давно влюбилась во все – в архитектуру, дизайн, атмосферу, в людей. Мне кажется, что у них хороший вкус передается как ДНК – с рождения. Голландский дизайн – это простота со смыслом, нестандартная индивидуальность, где обязательно любая идея должна иметь экологическую направленность. Голландская неделя дизайна определенно расширила мое сознание.

Серия объектов «UKR.BUD. Український Буддизм» от украинского дизайнера Tasha Oro (Наташи Егоровой)
Объемная настенная плитка Tetrapod от украинского дизайнера Сергея Махно

Фото: открытые источники

Опубликовано в журнале №12-01 (97) декабрь 2018 -январь 2019

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Похожие

Предыдущий пост Следующий пост

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *