Музей с историей

Галерея Джеймса Симона на Музейном острове в Берлине – один из самых драматичных архитектурных проектов последнего двадцатилетия. Его план радикально менялся из-за протестов, а само строительство заняло 13 лет и стоило 134 млн евро. 16 июля этого года долгожданное торжественное открытие наконец состоялось

Объект: Галерея Джеймса Симона, Берлин
Автор проекта: Дэвид Чипперфилд
Текст: Евгения Корнейко

Впервые построить музей на острове посреди реки Шпрее приказал еще король Фридрих Вильгельм II в 1810 году. Сегодня здесь расположилась целая плеяда берлинских музеев, а их архитектурный ансамбль включен в список ЮНЕСКО. Идея возведения Галереи Джеймса Симона возникла в 1999 году – это здание должно было занять место снесенных складских помещений, стать центральным входом на остров и информационным центром для посетителей пяти музеев. В конкурсе победил проект британского архитектора Дэвида Чипперфилда – минималистичное здание из стали и стекла в стиле кубизма.

Однако в 2002 году работы были приостановлены из-за резкой критики – возникла даже целая группа протеста публичных личностей против «куба» на острове. В 2006 году Чипперфилд объявил о пересмотре своих идей, а проект переименован из Berlin Cube («Берлинский куб») в галерею, посвященную меценату Джеймсу Симону, передавшему берлинским музеям 10 000 произведений искусства.

Новое здание представляло вытянутую вдоль реки постройку с колоннадой, вплотную примыкающую к старинному зданию Пергамского музея. Галерея с колоннами хорошо вписалась в урбанистический ансамбль острова, изначально построенный в стиле классицизма. При этом одной из сложностей при возведении здания стала нестабильность грунта – подземные воды на острове располагаются на глубине всего 2,5 м, а прочное грунтовое основание можно найти лишь на глубине 40 м. В итоге постройка была поставлена на 1 200 тонких свай диаметром в 24 см и длиной 50 м – они упираются в бетонную подушку ниже уровня грунтовых вод.

Материалом для фасада и колонн стал белый литой камень из мраморной крошки, привезенной из Саксонии. Основная часть здания, расположенная позади колонн, облицована 8-метровыми стеклянными поверхностями, визуально стирающими границу между внешним и внутренним пространствами. Главный вход в здание акцентирован облицовкой из мрамора с греческого острова Тасос – с помощью специальной техники камень порезали на тончайшие полупрозрачные пластины, пропускающие свет изнутри. Стены же внутри самого здания выполнены из необработанного бетона, а полы выложены плитами из известняка и паркетом темного дуба. Вся мебель также имеет темный оттенок и сделана из массива каштана; для лестничных перил, окантовки дверей и оконных профилей использована бронза.

В галерее предусмотрены залы для сменных экспозиций – это позволит немного разгрузить другие музеи. Также она выполняет транспортную роль – имеет 4 входа на 3-х уровнях, что ускорит и упростит доступ к остальным музеям. Также под зданием расположился «Археологический бульвар», связывающий постройку со всеми музеями острова.

Входная зона галереи стала главным входом на территорию всего музейного комплекса

Опубликовано в журнале №09 (104) сентябрь 2019

Метки: , , , , , , , , , , ,

Похожие

Предыдущий пост Следующий пост

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *