«Конкурсный хулиган». Петерис Баярс — мыслить нестандартно

В рамках Интерьерной премии ART SPACE Киев посетил европейский член жюри конкурса Петерис Баярс – один из ведущих латвийских архитекторов, который прославился благодаря оригинальным проектам и нестандартному способу мышления. О своей студии OUTOFBOX, о самых известных проектах и своем видении профессии архитектора он рассказал в эксклюзивном интервью ID. Interior Design.

ID.: Петерис, расскажите о том, как вы пришли к архитектуре.

П. Б.: Мой пример довольно стандартный. В первом классе я хотел быть космонавтом, но уже в четвертом знал, что стану архитектором. Моя мама работала в инспекции по защите культурных объектов. После школы я часто забегал к ней в офис, знакомился с архивами. Когда листал эти старые пыльные книги, ко мне пришло осознание того, что можно создать что-то и оно будет стоять даже через тысячу лет! Я, конечно, сомневаюсь, что обо мне будут писать книги, но архитектура – это здорово, ведь твои работы остаются после тебя. Я поступил в училище, что оказалось довольно нелегкой задачей, поскольку я не так хорошо рисовал, но все же успешно закончил его, потом была реальная работа в офисах, которая помогла мне развиваться в этом направлении. Возможно, немного медленно, но через несколько лет я уже смог работать с большими проектами в центре Риги. А спустя некоторое время подумал: зачем работать на других, если можно организовать свое дело? И мы с другом вот уже 14 лет как ведем свое архитектурное бюро.

ID.: Какой проект из тех, которыми вы гордитесь больше всего, был самым масштабным?

П. Б.: Это два разных объекта. Когда мы только начинали свою карьеру, победы в конкурсах позволили нам заявить о себе. Один из первых проектов был реализован буквально через полгода после проведения тендера – это небольшая пристройка к отелю Reval Hotel. Казалось бы, два студента построили что-то на центральной улице города. Даже для тех времен это была совершенно другая архитектура, которая отличалась по направлению, и в наш адрес прозвучало много критики. Один известный в Латвии архитектор даже говорил, что когда он проходит по улице, то отворачивается в другую сторону, чтобы не видеть этого варварства (это о нашем проекте).

Библиотека в Вентспилсе, Латвия

Объект, которым мы гордимся, который принес нам славу – это библиотека в городе Вентспилс в 190 км от Риги. Тогда мы принимали участие в очередном конкурсе и даже победили, но, к сожалению, его аннулировали. Связано это было с тем, что место, которое отводилось под объект, изменили. Мы уже не собирались принимать участие во второй раз, но потом проанализировали и поняли, что участок земли подходит даже лучше. И второй раз мы снова победили, и наконец-то объект был реализован. Для нас это был огромный шаг, о нас говорили, появилось множество публикаций, и все было бы отлично, если бы в то время не подошел экономический кризис, который, к слову, в Латвии был довольно суровым. Ничего не происходило, и было сложно с этим мириться, поскольку в то время мы все усилия направили конкретно на этот проект. Но сами понимаете, что в те времена было не до библиотек. В конце концов, этот проект стал не только общественным центром, а и культурным достоянием.

Трехуровневый комплекс продуман таким образом, чтобы быть удобным в использовании представителями разных категорий населения. Кроме того, между уровнями нет ни одной ступени, так как этажи соединяет один спиральный проход, значительно упростивший задачу родителям с детьми и людям с ограниченными физическими возможностями. На первом этаже мы сделали просторный читальный зал, на втором – рабочую зону с подключением к интернету, а на третьем – детскую зону. Стоит лишь учесть базовые потребности людей и сделать место по формуле Social Mix, когда учитываются потребности всех членов общества, – и успех придет.

ID.: Как вы считаете, что надо знать молодым начинающим архитекторам и дизайнерам, какие навыки им необходимо развивать?

П. Б.: Архитектура сама по себе очень многогранна. В ней переплетаются все виды искусства. Чтобы себя выразить, надо в первую очередь проявлять внимание к окружающему миру, быть открытым, изучать все новое. У нас в Латвии есть очень хорошие примеры, когда люди, закончившие архитектурный факультет, так и не стали архитекторами. Зато стали очень известными писателями и даже музыкантами. Безусловно, это индивидуальные навыки, которые каждый в себе развивает, но архитектура – это основа. Именно она дает отчетливое понятие того, как все устроено. Надо слушать себя. Например, я нередко задумываюсь о том, почему мне хорошо в том или ином месте. Исходя из этого ощущения, необходимо искать ключевые факторы, а знания использовать в проектировании. Я для себя определил такое понятие, как Simple Truth – простая правда, простые истины, которые, возможно, не сформированы в сознании каждого, но проявляются на интуитивном уровне. Учитывая эти мелочи, можно кардинально изменить не только интерьер, но и весь город.

ID.: Поскольку вы являетесь членом жюри ART SPACE, поделитесь своим мнением о конкурсах в целом. Насколько они нужны молодым архитекторам и дизайнерам?

П. Б.: Хочу сразу сказать, что наше понятие конкурса немного отличается. ART SPACE – это конкурс, где соревнуются уже готовые сильные проекты, в нашем же понимании конкурс равнозначен возможности реализовать то, что существует только на бумаге. Именно такие соревнования позволяют заявить о себе. Первый или второй конкурс, который мы выиграли, несмотря на то что объект был не построен, все равно позволил другим о нас заговорить. К слову, из-за нашего постоянного участия во всевозможных соревнованиях нас назвали «конкурсными хулиганами». Мы всегда предлагали что-то нестандартное, новое.

Это тот случай, когда ты вкладываешься в работу, которая может быть промахом, но, если сделал все качественно, она может стать твоим билетом в большой мир. Приведу пример: немецкая студия GMP выиграла конкурс на реализацию проекта аэропорта Берлин-Тегель имени Отто Лилиенталя в столице Германии, когда они были еще студентами без офиса. Но это стало их грандиозным прорывом. Если говорить о таких проектах, как ART SPACE, то они тоже нужны, чтобы заявить о себе. Есть очень много приватных объектов и дизайнеров, о которых мы бы просто никогда не узнали без заявки на участие в соревновании.

ID.: Каким аспектам на конкурсе ART SPACE вы больше всего будете уделять внимание во время оценки проекта?

П. Б.: Аспектов может быть очень много. Например, качество выполнения, детали, материалы. Но меня больше всего интересуют инновации, интересные нестандартные решения, поскольку именно они развивают архитектуру и дизайн. В работе главное – подключить свое мышление и сделать что-то такое, чего мы не знали, не видели. Инновационные, свежие идеи движут этим миром. Посмотрите даже на сферу музыки, искусства. Популярными становятся революционные проекты, которые меняют установленные стандарты и выходят, так сказать, за рамки классики.

Фото: пресс-служба студии OUTOFBOX

Опубликовано в журнале №12-01 (97) декабрь 2018 -январь 2019

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Похожие

by
Предыдущий пост Следующий пост

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку