Индустриальный сюрреализм Бофилла

Объект: частная резиденция, Сан-Жуст-Десверн, Барселона, Испания
Автор проекта: Рикардо Бофилл
Фото: Courtesy of Ricardo Bofill

Испанский архитектор Рикардо Бофилл подарил новую жизнь цементной фабрике в Барселоне, превратив заброшенный завод в LA FÁBRICA. Здесь переплетаются две эпохи, царит неповторимая атмосфера, а время течет по своим законам. 

В 1973 году произошло первое знакомство Рикардо Бофилла с будущей LA FÁBRICA. Он увидел перед собой огромную силосную яму, высокую дымовую трубу, четыре километра подземных тоннелей и цеха в хорошем состоянии – для своего почтенного возраста постройка отлично сохранилась.

Строительство здания началось еще на заре испанской индустриализации. Фабрика не была возведена сразу, но являлась чередой последовательных дополнений по мере их необходимости в производстве. Итоговый проект был адаптирован в промышленных целях, при этом базировался на канонах жилой архитектуры.

Вдохновленный многогранностью проекта, Бофилл решил интерпретировать
его индустриальную брутальность в произведение искусства

Внимание архитектора привлекли эстетические и пластические черты, которые начали проявляться в мировой архитектуре только после Первой мировой, но уже присутствовали в здании начала XX века. Лестницы, ведущие в никуда; внушительные, но нефункциональные пространства с какой-то особой магией диспропорций – фабрика завораживала своей сюрреалистичностью. Абстрактные композиционные решения странно переплетались с грубой отделкой и скульптурностью материалов.

Вдохновленный многогранностью проекта, Рикардо Бофилл решил интерпретировать его индустриальную брутальность в произведение искусства. Работы начались с демонтажа некоторых конструкций при помощи динамита и отбойных молотков. На этой стадии команде Рикардо Бофилла предстояло выявить скрытые формы в проекте. Это было сравнимо с работой скульптора, чья основная задача – раскрыть художественный потенциал материала.

Один из чертежей с планом озеленения фабрики

Не обошлось и без трудностей: в некоторые помещения стало невозможно попасть ввиду их захламленности производственным мусором и пылью после демонтажных работ. Это повлекло за собой дополнительное время на очищение объекта. Следующим этапом было озеленение фабрики.

Бетонные массивы стали выглядеть куда гармоничнее на контрасте с живыми растениями, которые оплетали стены и свисали с крыш. Некоторые фрагменты здания остались в виде полых конструкций без окон и перекрытий – позднее озелененные, они стали выразительным связующим звеном, объединяя элементы экстерьера и внутренних пространств.

«Если архитектурное пространство само по себе гармонично, в талантливых
руках оно может быть адаптировано в абсолютно любых целях», – Рикардо Бофилл

Затем LA FÁBRICA обрела новую функциональную структуру. На ее территории разместились личные апартаменты Бофилла, его мастерская, архитектурные офисы, гостевые комнаты, выставочное пространство и живописные сады. Постепенно проект был завершен, и LA FÁBRICA обрела новую жизнь.

Интерьер гостиной на стыке с рабочим местом

Глядя на конечный результат, Бофилл комментирует: «Успех LA FÁBRICA дает мне смелость заявить, что исходная взаимосвязь формы и функции в архитектуре совершенно не обязательна. Если пространство само по себе гармонично, в руках талантливого архитектора оно может быть адаптировано в любых целях».

Необычность проекта повлекла за собой необходимость создания нового, индивидуального словаря для его описания. Рикардо изобрел целую серию уникальных терминов, которая не просто включала в себя названия из истории архитектуры, а являлась языковым ансамблем культурной и повседневной сфер жизни человека.

Конференц-зал для встреч и мастерская архитектора

Чертежный фрагмент оформления фасадов LA FÁBRICA

Сам Бофилл признается: «Именно здесь мне работается лучше, чем где-либо. Это единственное место, где я могу сконцентрироваться и создавать новые проекты, параллельно совершенствуя собственный архитектурный словарь. У меня впечатление, что здесь – моя личная вселенная, которая отделяет меня от наружной повседневности. В этом здании время течет по своим правилам, почти не очерчивая границу между работой и отдыхом. Моя LA FÁBRICA – это маленький индустриальный мир, погружающий тех, кто здесь находится, в атмосферу времен промышленной революции в Каталонии».

Опубликовано в журнале №10 (85) октябрь 2017

Метки: ,

Похожие

Предыдущий пост Следующий пост

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *