IEOH MING PEI. Повелитель пирамид

Он родился в семье банкира в китайском городе Кантон (Гуанчжоу) в год, когда в Петербурге произошел большевистский переворот. За свою жизнь он стал одним из пяти первых лауреатов Притцкеровской премии, осмелился возвести перед Лувром стеклянные пирамиды, а еще 26 апреля ему исполняется 101 год!

Стеклянная пирамида Лувра, Париж

Американский архитектор китайского происхождения Юй Мин Пэй вошел в историю архитектуры как мастер конструкций из стекла и бетона и один из последователей интернационального стиля Миса ван дер Роэ. Приехав из Китая в Америку, он получил образование в Пенсильванском университете, затем в знаменитом МIT’е, дальше были Гарвард и Принстон. Его фирма I. M. Pei & Partners, открытая в 1955 году, превратилась в настоящую империю, а сам Пэй получил множество наград и стал кавалером Ордена Почетного легиона.

Завершение строительства Башни Банка Китая (Bank of China Tower),
Гонконг

Наиболее узнаваемая работа Юй Мин Пэя – стеклянные пирамиды во дворе Лувра, самая большая из которых была возведена в 1989 году. Футуристическая постройка в самом сердце Парижа была сперва воспринята как покушение на национальную гордость, однако, как и в случае с Эйфелевой башней, очень скоро стала одним из символов города.

Эверсонский художественный музей, Сиракьюс, США, 1968

В луврских пирамидах постулирован главный принцип эстетики Пэя – отказ от исторического декора в пользу прямых линий и чистых геометрических форм, сочетающихся с гладкими поверхностями из стекла, металла и бетона. Эта же идея воплощена и в созданных им небоскребах – небоскребе на Пайнстрит в Нью-Йорке, застройке Place Ville-Marie в Монреале. Данью отцовской профессии стало возведение здания Bank of China Tower в Гонконге: небоскреба, облицованного стеклом с диагональными белыми балками, напоминающими бамбуковые переплеты.

Французский живописец Чжао Уцзи (слева) и Юй Мин Пэй в Саду Тюильри, Париж, 1990 . Фото: Marc Riboud

Футуристические формы имеют также «музейные» проекты Юй Мин Пэя, в частности восточное здание Национальной галереи искусств в виде огромной буквы «Н» из бетона, бело-черный кубический корпус Библиотеки Джона Ф. Кеннеди и Зал славы рок-н‑ролла в Кливленде. Последний проект маэстро – белоснежный Музей исламского искусства в Дохе (Катар). Юй Мин Пэй вышел на пенсию в 1990, но до сих пор активно участвует в работе как архитектурной фирмы Pei Cobb Freed, так и бюро своих сыновей Pei Partnership Architects.

Музей исламского искусства, Доха, Катар
Музей исламского искусства, расположенный в столице Катара и созданный по проекту архитектора Юй Мин Пэя. Его общая площадь составляет 45 000 кв. м, здание находится на краю гавани Дохи
Музей искусства Suzhou, Сучжоу
Немецкий исторический музей, Берлин

Фото: открытые источники

Опубликовано в журнале №04 (90) апрель 2018

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Похожие

Предыдущий пост Следующий пост

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *