Рейнис Лиепиньш. Работа с историей

В рамках грядущего V Юбилейного конкурса ART SPACE 2020 Киев посетил известный латвийский архитектор Рейнис Лиепиньш, один из членов международного жюри Премии. В эксклюзивном интервью ID Лиепиньш рассказал об особенностях реставрации исторических зданий, о текущих проектах и поделился планами на будущее

ID.: Рейнис, расскажите о своем архитектурном бюро Sudraba Arhitektūra. Как все начиналось?

Р. Л.: Архитектурой я заинтересовался еще в детстве – в Риге по соседству с нами жила семья архитекторов, у которых мы часто бывали в гостях. Кроме того, я неплохо рисовал. Повзрослев, я решил поступить именно на архитектурный факультет Рижского технического университета, а после его окончания устроился на работу к известному архитектору Андису Силису. Одним из первых моих проектов в его бюро стало кафе «Полковнику никто не пишет», которое, к слову, существует уже более 20 лет и до сих пор достаточно популярно в Риге. С Андисом мне посчастливилось поработать в течение трех лет, после чего я решил начать свое дело. Так в начале 2000-х и было основано бюро Sudraba Arhitektūra.

Нашим первым большим проектом стала реставрация исторического дома в старом городе. Ранее я чаще проектировал интерьеры квартир и ресторанов, но этот дом-отель стал первым заказом, после которого мы с командой нашли верный подход к работе со старыми зданиями и постройками с историей. К слову, тот отель – DOME HOTEL & SPA- до сих пор является одной из самых престижных рижских гостиниц.
В Риге много старинных и заброшенных домов, которые нужно заново использовать и научиться приспосабливать простыми способами к городской среде, внедрять их органично. Тема реконструкции в Латвии – вопрос государственной важности. Этим мы и занимаемся. Стараемся сохранить аутентичность дома, его оригинальные детали. Дело в том, что если он дошел до наших дней в оригинальном виде и сохранил свою атмосферу, то это не старый дом, а здание, построенное, к примеру, 50 лет назад. Нужно в первую очередь понять дом, изучить его и дополнить тем, в чем он на данный момент нуждается.

ID.: Как происходит процесс поиска проектов?

Р. Л.: Мы успешно ведем ряд долгосрочных проектов и участвуем в конкурсах, при этом не особо занимаясь саморекламой. Один из крупнейших нынешних проектов – это Рижский замок. Этот заказ мы получили, выиграв конкурс 4 года назад.

Также часто на нас выходят через прессу или традиционно по личным рекомендациям. Но не могу не отметить и такой современный феномен, как соцсети- Instagram, Facebook, которыe позитивно действует и на архитектурное образование общества в том числе. Ведь практически у всех именитых архитекторов и крупных порталов, таких как Dezeen и других, есть аккаунты, подписываясь на которые, простые пользователи становятся немного ближе к теме дизайна и архитектуры. У нас также есть студийный аккаунт, и мне приятно осознавать, что людям интересно наблюдать за развитием исторической архитектуры, в частности процессом реставрации.

ID.: Над какими проектами ваше бюро работает сейчас?

Р. Л.: Мы всегда параллельно ведем несколько проектов, ведь в противном случае не было бы финансирования. Зачастую при государственном заказе оплата всегда осуществляется после. На данном этапе вот уже более трех лет мы работаем над проектом реставрации Рижского замка, а именно его старой части. Сам Рижский замок состоит из двух частей – старый Костелум и новый замок, в котором находится резиденция президента Латвии. Это серьезный проект, и в нем архитектору и его команде нужно не бояться истории, работать в плотном тандеме со специалистами и историками.

На месте старого замка, основанного в 1515 году, ранее был замок 1330 года постройки, а до него – крепостная стена примерно 1220 года возведения, что соответствует дате основания самой Риги. И только представьте себе эти культурные слои, которые мы сейчас находим и изучаем, – это 11,5 тыс. кв. м бесценной истории Латвии!
В этом проекте необходим смелый подход и архитектор, который сможет не только сохранить, а и приспособить минимальными средствами пространство к современной жизни. И наше бюро не побоялось такого вызова.

На данный момент мы реализуем одну треть общего проекта – 4,5 тыс. кв. м. Эта часть должна быть закончена к 2023 году. Что касается остальной части проекта – мы ждем решение государства по финансированию. Также недавно мы завершили конкурсные проекты пристройки Национального театра в Риге и реконструкцию Центрального цирка, а также старого порта в городе Вентспилс. Еще одним из знаковых проектов для нас стал Hanzas Perons – мультифункциональное культурное пространство, обустроенное в здании старой железнодорожной станции.

Мне было бы интересно поработать и с международными проектами. Считаю, что важно делится опытом, ведь вопрос реставрации никогда не решается только авторитетным путем. Это всегда разговор между заказчиками и архитекторами, желательно несколькими. И как по мне, если кто-то с уверенностью заявляет, что знает, как реставрировать, то с этим нужно всегда быть очень осторожным, ведь историческая архитектура всегда весьма непредсказуема.

Опубликовано в журнале №12 (107) декабрь 2019 — январь 2020

Tags: , , , , ,

Related Posts

by
Previous Post Next Post

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку